Энергия с мастером
25.05.19

Энергия с мастером

24 мая Информационный центр по атомной энергии совместно с кружком электротехники Дворца школьников провели открытое занятие, где разобрали несколько наглядных опытов с электричеством.

Одним из таких опытов оказался эксперимент c элементом Пельтье —  термоэлектрический преобразователь, принцип действия которого базируется на эффекте Пельтье*. С помощью мультиметра, ребята зафиксировали факт появления электрического потенциала, а значит и тока при подаче на элемент дополнительного тепла (сосуд с кипятком на элементе Пельтье). Далее добавив в электрическую цепь электродвигатель с бумажными лопастями (имитация вентилятора) пронаблюдали последовательное преобразование тепловой энергии в электрическую, а затем в кинетическую — вентилятор заработал! При постепенном охлаждении воды, ученики отметили снижение показателей мощности электрического тока как на мультиметре, так и визуально на скорости вращения винта.

Также на занятии была рассмотрена полярность электрического тока, на примере ветрогенератора. Ребята смогли воочию убедиться в том, что при смене полярности электрического тока направление вращения лопастей ветрогенератора менялось (по часовой стрелке/против часовой).

Не остался и без внимания прибор, измеряющий паспортное и фактическое потребление электроэнергии обычными лампами накаливания и энергосберегающими. Наиболее удивительным оказался факт того, что у энергосберегающих ламп, несмотря на потребление меньшего количества энергии — свет излучается заметно ярче. Отсюда и следует название «энергосберегающие энергоэффективные». И то не удивительно, ведь для ионизации и свечения паров ртути в энергосберегающие ртутных лампах или подачи света в LED-лампах нужно намного ниже температуры, а  следовательно и меньше энергии чем для работы вольфрамовой нити накаливания в старый лампах (лампах Ильича).

Получается, что современные энергосберегающие энергоэффективные лампы это не только высокотехнологичный продукт, это еще и сохранение наших затрат, так и сбережение природных ресурсов. Тоже самое происходит и энергетике: на смену привычным угольным, газовым и мазутным тепловым электростанциям (ТЭЦ) пожирающим невосполнимые природные ресурсы как уголь, нефть и газ, а также, если смотреть по теплоэффективности занимающими большую площадь в наших городах и зачастую приносящим ущерб экологии и здоровью человека своими канцерогенными и кислотными выбросами приходят компактные и высокотехнологичные атомные электрические станции.

Кстати, вопрос о строительстве АЭС в  нашей стране сегодня стоит на повестке дня — Белорусь и Узбекистан уже приняли решение о возведении подобных станций у себя. Что в свою очередь, привело к появлению не только новых производств и рабочих мест, но и расширение учебных общеобразовательных и ВУЗовских программ, а также более активный межвузовский обмен студентами и даже вызвало появление в этих странах новых ВУЗов.


*Это физическое явление было открыто в 1834 году Жаном-Шарлем Пельтье, часовщиком из Франции. Пельтье установил, что при пропускании электрического тока через цепь, состоящую из двух разных проводников, один из спаев охлаждается, а второй нагревается. Если в электрической цепи сменить полярность, то контакт, который был до этого горячим станет холодным и наоборот.