Почему современные металлические корабли будучи тяжелее воздуха не тонут? Об этом и многом другом узнали юные актаусцы посетив занятие «ФИКСИруй опыт: Корабли. ПАТЭС» Информационного Центра по атомной энергии Нур-Султан.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
А.С. Пушкин*, Сказка о царе Салтане.
Наш постоянный летний МОРСКОЙ десант из актауских ребят сегодня был занят важнейшим делом — разбирался в устройстве и строил корабли! Каждый из нас в детстве строил и пускал в луже, арыке, фонтане или речке кораблики, НО из бумаги или же дерева.
Почему железные корабли не тонут ?
Объяснить плавучесть корабля, сделанного из металлических деталей, сможет любой ребенок, знакомый с основами физики. Как гласит закон Архимеда**: «на тело, которое погружается в жидкость, начинает действовать выталкивающая сила». Величина этой выталкивающей силы равна весу воды, вытесняемой телом при погружении. Тело не сможет утонуть, если сила Архимеда превышает вес тела или равна ему. По этой причине корабль остается на плаву.
Чем больше объем тела, тем больше воды он вытесняет. Железный шар, опущенный в воду, тут же утонет. Но если его раскатать до состояния тонкого листа и сделать из него полый внутри шар, то такая объемная конструкция будет держаться на воде, лишь слегка в нее погрузившись.
Суда с металлической обшивкой строят таким образом, чтобы в момент погружения корпус вытеснял очень большое количество воды. Внутри корабельного корпуса имеется множество пустых областей, заполненных воздухом. Поэтому средняя плотность судна оказывается значительно меньше, чем плотность жидкости.
Наши гости сами живут на берегу Каспийского моря и с большими морскими судами знакомы не по наслышке, но мы жители Республики Казахстан живем в степной климатической зоне и не знакомы с суровым климатом Арктики.
О ней, а если ближе к теме нашего занятия о кораблях арктического пояса, а именно о ЛЕДОКОЛАХ*** и зашел дальнейший разговор по окончании которого ребята посмотрели занимательный интерактивный фильм «Атомный ледокольный флот». И конечно же мы не могли не рассказать о еще одном типе кораблей:
«Академик Ломоносов****» — российская плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) проекта 20870.
Он предназначен для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока и его основная цель – обеспечить энергией удаленные промышленные предприятия, портовые города, а также газовые и нефтяные платформы, расположенные в открытом море.
*Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) — литературный гений, создатель чистой поэзии, основатель русского литературного языка, обогативший его стилистикой народных былин, песен, преданий, обычаев, просторечьем и романтическими мотивами; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века. Его произведения знакомы каждому, многие экранизированы, по ним поставлены оперы и спектакли. Среди них – «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Пиковая дама», «Моцарт и Сальери», «Борис Годунов», «Дубровский», «Руслан и Людмила», «Каменный гость». Широко известна его любовная лирика – «Я помню чудное мгновенье», «Признание», «Я вас любил», «Ты и вы» и герои сказок – кот ученый, золотая рыбка, царь Салтан, царевна Лебедь.
**Архимед (Ἀρχιμήδης; 287 до н. э. — 212 до н. э.) — древнегреческий математик, физик и инженер из Сиракуз. Сделал множество открытий в области геометрии. Заложил основы механики, гидростатики, был автором ряда важных изобретений. Всем известен своим легендарным восклицанием «Эврика!» (греч. εὕρηκα или ηὕρηκα, букв. «нашёл!»). Хотите знать больше ? Читайте книги.
***Ледокол — самоходное специализированное судно, предназначенное для различных видов ледокольных операций с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах. К ледокольным операциям относятся: проводка судов во льдах, преодоление ледовых перемычек, прокладка канала, буксировка, околка, выполнение спасательных работ. Первым в мире ледокольным судном современного типа стал российский буксирный пароход «Пайлот», построенный в 1864 году.
***Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, физик и химик, энциклопедист, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.